6 дек. 2012 г.

Для чего живет человек




«Роман, прожитый каждым человеком, представляет собой куда более грандиозное 

произведение, чем любое из тех, что написаны на бумаге». Эти слова принадлежат известному австрийскому 

психотерапевту Виктору Франклу, создателю метода логотерапии (от древнегреческого logos — смысл).


 В его основе — сложная система философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека. По Франклу, стремление к поиску и реализации смысла жизни присуще всем людям, это основной двигатель развития личности. Человеку требуется не состояние равновесия, считал он, а движение к цели, достойной его.

Виктор Франкл прожил нелёгкую жизнь. Он родился в Вене в 1905 году, учился у Фрейда и Адлера, но со временем отошёл и от психоанализа Фрейда, и от индивидуальной психологии Адлера и разработал свой метод логотерапии.

В 1942 году Франкл попал в концентрационный лагерь, где провёл три года. Он и там продолжал научную работу, результаты которой обобщил в своей статье «Психолог в концентрационном лагере». Её трудно читать без слёз. Когда человек с таким жизненным опытом пишет, что у настоящей личности всегда есть возможность выбора, ему трудно не поверить.

Познакомившись с трудами Франкла, я понял, какие огромные возможности таит в себе метод логотерапии. Годы практики подтвердили его высокую эффективность. С его помощью мне удалось помочь многим больным найти смысл жизни и с новых позиций преодолеть заболевание.

Вопрос о смысле жизни так или иначе занимает каждого человека. В какие-то моменты эта проблема может полностью завладеть человеком. Особенно часто — при переживании острого горя и при неврозе, когда у человека искажено восприятие действительности и его поведение определяется не только прошлым или будущим, а только «внеисторическим» настоящим. 

Конечно же, можно на время взять «отпуск» и забыться, например в алкоголе. Но это не выход из ситуации: жизнь всё равно предъявит свои права.

Потеряв любимого человека, люди часто утрачивают духовный стержень. Не имея его, они оказываются не в состоянии противостоять ударам судьбы. Бывает так, что человек теряет цель и живёт по инерции, у него возникает чувство некой пустоты собственной жизни. Возможно, что он не 

сможет найти аргументы за жизнь, тогда однозначно у него появятся мысли о том, чтобы покончить с собой. Чтобы понять цель жизни, задайтесь вот таким вопросом: «А почему у меня нет мыслей о самоубийстве?». Ответив на этот вопрос, вы поймёте и вашу цель.

Франкл считает, что в жизни есть сверх смысл, и в этом его философия схожа с религией. Но человеку не дано понять этот сверх смысл, как ветви не дано понять, что такое дерево. Однако вера в сверх смысл имеет огромное значение для психического здоровья. Она делает человека более жизнеспособным, потому что он понимает, что ни одна драма внутренней жизни не проходит впустую.
Человек, верящий в сверх смысл, осознаёт, что содержание его жизни сохраняется и оберегается. Он понимает, что прошедшее — тоже вид бытия и, может быть, самый надёжный. Это своего рода хранилище, из которого уже ничто не пропадёт. Спасти возможность можно только путём её реализации, и в прошлом реализованная возможность сохранится навсегда и в безопасности.

К чему же должен стремиться человек? Многие ответят — к счастью. Франкл считает иначе. Стремление к счастью, удовольствию, радости само по себе не может быть смыслом человеческого существования. Гораздо важнее поиск смысла, ценностей в своей жизни.

Франкл выделяет три группы ценностей. Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, он назвал созидательными. Помимо них существуют ценности, реализуемые в переживаниях. Ценности переживания проявляются, например, в наслаждении произведениями искусства. Ради духовного экстаза, испытываемого в такие моменты, тоже 

стоит жить. Ведь величие жизни определяется величием момента. Говоря о высоте горной гряды, мы сравниваем её не с долиной, а с высочайшей вершиной. Так и жизненные пики определяют смысл всей жизни. И единичное событие может задним числом наполнить смыслом всё предшествующее.

Третья категория ценностей — это ценности отношения (например, отношение человека к окружающим, к судьбе, выпавшей на его долю). То мужество, которое он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, если приговорён и обречён, — всё это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Кстати, то, как ведёт себя человек в болезни, всегда показывает, что он за человек.

Франкл приходит к выводу, что жизнь человека не может быть бессмысленной. И он обязан реализовывать ценности до последнего момента своего существования. Пусть возможностей для этого у него становится всё меньше, ценности отношения остаются всегда доступными.

Франкл приводит такой пример.
Тяжело больной человек был лишён возможности действовать, но он читал и наслаждался музыкой. А когда ему и это стало недоступно, он утешал больных. Однажды он случайно услышал разговор врачей, из которого узнал, что жить ему осталось считанные часы. И даже это не заставило его отказаться от бережного отношения к окружающим: он попросил сестру сделать ему укол вечером, чтобы не беспокоить её ночью.

Когда на одном из занятий в группе я привёл этот пример, он произвёл столь сильное впечатление на одного моего пациента, страдавшего депрессией, что вскоре у него наметилось существенное улучшение. Вот его рассказ.
— Когда я закончил институт, то у меня была возможность остаться в аспирантуре. Однако так получилось, что меня призвали в армию. Я очень сильно переживал по этому поводу. Через 6 лет службы в армии я получил 

заболевание мозгового кровообращения и попал в клинику. Для меня была проблема встать с постели, и если моё одеяло падало на пол, меня укрывал сердобольный сосед по палате. А ведь у него была страшная болезнь — лейкоз. Несмотря на это он заботился обо мне, а не наоборот. И вот я жив, а он, увы, умер. Мне очень стыдно и больно за себя!

Я поддерживаю хорошие отношения с ним, теперь уже бывшим моим пациентом. Он стал доктором наук, написал пять монографий. От болезни не осталось и следа.

Франкл решительно выступал против эвтаназии (намеренного ускорения смерти неизлечимого больного с целью избавления его от страданий). Врач должен помогать больному реализовать его право на жизнь, а не брать на себя роль судьбы. По этой же причине врач не имеет права объявлять больному приговор — кроме всего прочего, вывод о безнадёжности состояния больного может оказаться ошибочным.

Так же непримиримо Франкл относился и к самоубийству. По большому счету если человеку суждено умереть в некий день и час, то он умрёт именно тогда. Представьте шахматиста, у которого очень трудная партия и, вместо того, чтобы выиграть или просто завершить данную партию, он просто смахивает фигуры с доски. Глупо это, не правда ли?

Надо научить человека благоговеть перед жизнью. И цель врача — помочь пациенту обрести смысл жизни. «Если человек знает, для чего он живёт, то есть имеет смысл своей жизни, то ему не надо задаваться вопросом как продолжать или не продолжать эту жизнь».Чем труднее жизнь, тем она интереснее – это удел сильных людей. Ничто не помогает человеку 

преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, если перед ним не стоит жизненно важная задача.
Есть ценности ситуативные и вечные. Реализовать ситуативную ценность человек может единственный раз в жизни. Если такая возможность упущена, она теряется безвозвратно.

Предположим, вы читаете интересную книгу. Вдруг звонит телефон — вас приглашают на свидание. Отложите книгу и идите на свидание. Иначе эта ситуативная ценность будет утрачена раз и навсегда. Не огорчайтесь, если встреча вас разочарует. Одной проблемой меньше – вы поняли, что общаться с этим человеком больше не будете. А к книге всегда можно вернуться.

Говорят, надежда всегда умирает последней. Надежда на что? Надежду на чудо, на то, что всё само собой устроится, я бы убил первой. Убита такая надежда — и исчез страх, человек стал деятельным, появилась самостоятельность. Первое, что я стараюсь сделать для своих пациентов, — это убить в них надежду, что всё как-то переменится, пройдёт, сгинет в тартарары, привыкнется, забудется. Нет, не переменится, не пройдёт, не сгинет в тартарары, не привыкнется, не забудется. Чтобы изменить ситуацию, надо пересмотреть свою систему ценностей.

Как психотерапевту мне часто приходится иметь дело с людьми, переживающими острое горе, находящимися на пороге нервно-психического расстройства. Нередко моё предложение изменить систему ценностей, что требует работы над собой, вызывает у них неприятие. Я не настаиваю на своей правоте, а просто рассказываю, что когда я думал так 

же, как они сейчас, то приносил много огорчений и себе, и близким. Оставайтесь при своём мнении, если у вас всё хорошо. Но всё-таки подумайте, может быть, в чём-то прав и я. Нередко мои пациенты, пройдя ещё несколько кругов собственного ада, всё-таки соглашались со мной...

Цель логотерапии в том, чтобы показать человеку, что его жизнь имеет свою цель, что она неповторима и своеобразна. Его учили быть «как все» и, следовательно, осознанно или неосознанно уничтожали в нём индивидуальность. Как же разобраться, каким он должен быть в отличие от того, каков он есть? На этот вопрос Гёте ответил так: «Как нам познать себя? Размышляя — никогда. Только действуя! Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы. А что является вашим долгом? Требования каждого дня!».

Такого понятия, как «Жизненная задача вообще» не существует в принципе, как не может быть самого лучшего хода в шахматах. Необходимо делать не «самое лучшее», а «самое  лучшее, на что ты способен в данной ситуации», и довольствоваться постепенным приближением к цели.

Источник статьи rigardo.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий